Ольшаны (Прага) - некрополь русской эмиграции

https://www.liveinternet.ru/users/repman/post457097831/
Для большинства современных русских туристов Прага - это место праздника архитектуры и свободы, город пива и еды, город музыки и живописи. А еще Прага - город Франца Кафки и Альфонса Мухи, город королей и алхимиков, город Сметаны и Дворжака, город Голема, наконец. Но есть и другая Прага - трагичная, верующая, хранящая чувство собственного достоинства. Эта Прага прошлого, она - на кладбищах. Есть такое место и для русских православных людей, живших в Чехии и отдавших этой сказочной стране немало сил для ее процветания. Это русское кладбище в районе Ольшаны. Здесь похоронены люди, представлявшие когда-то цвет русской интеллигенции, профессуры, музыки и литературы, цвет русского казачества.
Белая эмиграция для сегодняшней молодежи - чердачный мусор, и терять время на встречу с незнакомым и угрюмым, к тому же чужим прошлым молодые люди с гаджетами не хотят. Мы же посчитали своим долгом принести свою памятную свечу тем, помять о которых никак не хочет уходить из сердца. Это произошло 1 декабря 2014 года.
Итак, Ольшаны. Мы идем по широкой аллее к Успенскому храму. Четыре участка вокруг храма - это часть истории России в изгнании. Здесь и чехословацкие могилы, но именно эти четыре участка называют «русским кладбищем».
Деревьям, кроны которых образуют высокую арку у нас над головой, почти 90 лет. Когда-то вокруг храма был пустырь. Чешский ландшафтный архитектор К.Машек в 1926 году предложил план создания парка в русском духе. Вскоре были разбиты аллеи, крестообразно расходящиеся от храма, и параллельные «улочки», везде были высажены деревья, характерные для северо-западных областей России. Парк разросся, и теперь каждую осень тут можно бродить и, как в детстве, собирать букеты из ярких кленовых листьев и желуди, которым радуются местные белки. Не редкость здесь и белые стволы старых берез, по-прежнему являющихся важным символом в культуре славян. В целом тут есть своя атмосфера и можно сказать, что замысел удался - это действительно «русский уголок».
Я не любитель бродить по кладбищам, но здесь просто не мог оторваться от могил, от надписей на крестах и надгробных плитах, от магических русских имен и фамилий.
       Когда в 1870 году в Чехии зарождалось национально-освободительное движение, некоторые чехи приняли православие, вдохновленные идеей о России как единственной силе, способной дать свободу славянским народам Австро-Венгрии. В Праге существовало Русское землячество и активный Славянский комитет. По договоренности с городскими властями Праги сенатор Александр Алексеевич Нарышкин и председатель Славянского комитета граф П.А.Голенищев-Кутузов взяли в аренду бывший католический храм на Староместской площади. С 1901 года настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Рыжков. Именно он и выхлопотал в 1906 году особое отделение на городском Ольшанском кладбище для захоронений православных русских на чешской земле.

       В 1920 году в Прагу стали прибывать тысячи русских беженцев. Вскоре встал вопрос о необходимости кладбищенской православной часовни, и 11 сентября 1924 года состоялась торжественная закладка храма. В финансировании строительства активно участвовали Карел Крамарж, первый премьер-министр независимой Чехословакии (1918-1919) и его русская супруга Надежда Николаевна (Абрикосова-Хлудова). Кстати, на Южном берегу Крыма, в Гаспре, до 1917 года у семейства Крамарж было имение «Барбо-Кристо». Сам Карел Крамарж был активным сторонником Белого движения, дружил с Деникиным и всячески содействовал русским эмигрантам, прибывавшим в Чехословакию. Крамарж похоронен здесь же, на Ольшанах, в крипте (подземная церковь в подвальном помещении) Успенской церкви.
Идея стиля часовни-усыпальницы принадлежит архитектору В.А.Брандту. В качестве источника вдохновения он использовал образцы древней псковско-новгородской архитектуры и задумал продемонстрировать возврат к национальным, наиболее чистым формам русского церковного зодчества.
Над убранством фасада и эскизами внутренней росписи работал всемирно известный художник Иван Билибин, живший в Париже. Иконостас в стиле древнерусской иконописи XIV-XV веков по эскизам и под руководством И.Я.Билибина выполнил К.М.Катков в сотрудничестве с княгиней Н.Г.Яшвиль, автором вышивки хоругви Ольшанского храма. Эскизы росписи стен и сводов храма Билибин создавал в течение нескольких лет, и эту работу оплачивал американский меценат Ч.Крейн. Но они не были реализованы и хранились в пражском Кондаковиануме вплоть до 1940 года. Во время войны, с 1941 по 1945 год, по этим эскизам храм был расписан группой художников-энтузиастов под руководством Т.В.Косинской.

Комментарии