- Свое видение вопроса Зорькин изложил в статье, опубликованной в «Российской газете». По его мнению, в действующей редакции Конституции заметно «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством», однако смысл Конституции позволяет «адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям».
- Между тем еще до появления этой публикации Telegram-канал «Незыгарь» сообщил со ссылкой на неназванные источники, что перед 25-летием Конституции в России может быть запущена конституционная реформа, в результате которой появится новый конституционный орган власти и будут инициированы досрочные выборы президента РФ в марте 2019 года.
![]() |
Алексей Макаркин |
«Такое ощущение, что эта инициатива Валерия Зорькина – реакция на какие-то другие инициативы. Если помните, вначале дали анонс статьи Зорькина, который был действительно посвящен точечной реформе Конституции. Это совпало с появлением в Telegram-каналах материалов о том, что ожидается конституционная реформа. Новости эти были совмещены, и так как это говорил Зорькин, председатель Конституционного суда, и публиковала «Российская газета», возникло впечатление, что статья Зорькина якобы должна подготовить эту реформу.
На самом деле, думаю, все наоборот: смысл статьи Зорькина парадоксальным образом состоит в том, что реформу Конституции если и надо проводить, то очень и очень осторожно, очень точечно. Зорькин предостерегает от радикальных шагов. Почему парадоксальным образом? Потому что Зорькин – это председатель Конституционного суда, который без большого пиетета относится к действующий Конституции.
- Она была принята без его участия, в трудное для него время: в 1993 году его сместили с поста председателя Конституционного суда за поддержку Руцкого и Хасбулатова и вообще шла речь о том, будет ли дальше Конституционный суд существовать в том виде, в котором он тогда работал. И были многочисленные предложения исключить из состава Конституционного суда тех его членов, которые были на стороне Верховного Совета (в первую очередь, конечно, самого Зорькина). Так что к Конституции он относится довольно сложно.
- Плюс еще тот факт, что Зорькин с тех пор очень серьезно эволюционировал, как и многие российские общественные деятели. Если в 1990-м году это был профессор, которого поддерживали демократы, то сейчас это традиционалист, выступающий в качестве одного из основных наших публичных критиков Европейского суда по правам человека, сторонник приоритета интересов большинства над интересами меньшинства (это очень серьезно выражено в его статье), сторонник опоры на исторические традиции, то есть очень консервативный юрист, для которого Конституция 1993 года выглядит слишком либеральной.
В статье Зорькина в «РГ» очень много рассуждений о том, что Конституция и правоприменительная практика должны опираться на национальную традицию. Там много рассуждений о справедливости (в том числе, думаю, в значительной степени связанных с пенсионной реформой). И там есть очень интересная акцентировка на том, что люди «устали от трех десятилетий реформ». У нас обычно противопоставляют 1990-е годы годам 2000-м и 2010-м: мол, в 1990-е годы был распад страны и хаос, потом произошло ее восстановление. А в данном случае автор статьи обращает внимание скорее на преемственность, причем в не слишком позитивном смысле.
Что касается конкретных предложений по реформе Конституции, то их в этой статье фактически нет.
- Нет ничего про обсуждаемый уже не в первый раз вопрос о Государственном совете.
- Нет ничего о том, каковы должны быть права президента и других органов власти – только говорится, что есть крен в сторону исполнительной власти, но далее это не расшифровано.
- Если, например, уравновешивать президентскую власть парламентом, то о правах парламента там вообще ничего нет.
- У него там есть еще и положение о местном самоуправлении – на мой взгляд, достаточно опасное. Местное самоуправление в Конституции 1993 года записано как независимое от исполнительной власти. А у Зорькина наблюдается стремление довести вертикаль до уровня местного самоуправления, встроить это самоуправление в общую вертикаль исполнительной власти. Но дело в том, что это происходит и без конституционных поправок. Сейчас отменяются прямые выборы мэров – они отменены уже в подавляющем большинстве региональных центров. И все это творится при действующей Конституции.
Комментарии
Отправить комментарий