Зачем Европу пугают «российским вторжением» в Ливию




Десять лет назад Владимир Путин гостил в Ливии у полковника Каддафи
Фото: Mikhail Klimentyev/Reuters
Смирившись с победой России в Сирии, Запад все активнее пугает других и себя «планами России на Ливию». Британские СМИ уже цитируют свои спецслужбы, которые грозятся с помощью киберопераций «выключить в Кремле свет» в том случае, если Россия «совершит вторжение в Ливию, чтобы получить контроль над нефтяными резервами и спровоцировать новый миграционный кризис в Европе». Но нужна ли вообще России Ливия и какие у нас в реальности планы на нее?

Ливия как единое государство не существует уже семь лет – она развалилась после организованного Западом свержения Муаммара Каддафи, правившего этой страной 42 года. Учитывая, что сама единая Ливия возникла всего лишь в 50-х годах прошлого века, ее дезинтеграция по итогам иностранного вторжения была не случайна – а вот собрать ее воедино будет очень непросто.
  • В распавшейся на части стране идет вялотекущая гражданская война, но на фоне нее не прекращаются попытки собрать воедино это важное для всех государство. Важное как для самих ливийцев и для их арабских соседей, так и для Европы. Потому что после исчезновения в Ливии единой сильной власти страна превратилась в транзитный путь для потоков беженцев из Африки в Европу. Да и вообще Ливия – наряду с Египтом – древнейшая часть Африки, известная европейцам, бывшая римская колония – слишком важна для ЕС, чтобы ей дали превратиться во второе Сомали, то есть фактически распавшуюся более четверти века назад страну.
Поэтому все эти годы Европа, в первую голову, конечно, французы и итальянцы, пытается примирить враждующие в Ливии силы. Но без особого успеха. В разных районах Ливии правят местные кланы и отряды, есть некоторое количество радикальных исламистов, приехавших сюда на джихад в 2011 году, да так и осевших на месте. Признанное мировым сообществом правительство в Триполи не контролирует даже саму столицу. А самым влиятельным человеком в стране в целом является фельдмаршал Халифа Хафтар, под чьей властью находится уже более половины Ливии. Хафтара поддерживает соседний Египет, ему помогают и другие арабские страны, работает с ним и Россия, сохраняя при этом контакты и с правительством в Триполи, и вообще со всеми ливийскими игроками. Ведь во времена Каддафи у наших стран были очень близкие отношения – и общий интерес к друг другу остался. Но ни о каком военном участии России в ливийской сумятице не может быть и речи.
  • При этом затянуть нас в Ливию все эти годы пытаются и сами ливийцы, и итальянцы. Италия вообще больше всего пострадала от распада Ливии – ведь с этой бывшей колонией у нее не только соседские, но и теснейшие экономические связи. А после 2011 года итальянцы получили вместо ливийских нефтедолларов потоки беженцев – и невнятную позицию Евросоюза в ответ на свои призывы что-то сделать для остановки этого потока.
Поэтому в Риме очень хотели, чтобы Москва присоединилась к усилиям по наведению порядка как в самой Ливии, так и в Средиземном море – однако обострившиеся после Крыма отношения ЕС и России делали невозможными даже планы на подобную операцию. Естественно, Россия не собирается наводить порядок там, где европейцы все поломали, но и отстраненно смотреть на будущее Ливии мы не собираемся. И вовсе не только из-за баз в Тобруке и Бенгази. А потому, что у нас были и есть в этой стране более чем серьезные экономические интересы: ливийцы покупали у нас оружие, мы строили там железные дороги, были общие проекты и в нефтяной и газовой отраслях. Ни от чего этого отказываться Россия не собирается – но платить и тем более «прибираться» в Ливии за европейцев мы не намерены.
  • Несколько десятков российских военспецов помогают в Ливии Хафтару, и его администрация и так предлагает России различные выгодные проекты – но мы не собираемся ничего там захватывать. Нужно достичь соглашения о будущем едином устройстве Ливии, провести там выборы и после этого заключать контракты уже с новым правительством. Выборы нового парламента и президента запланированы на декабрь. Но они могут и сорваться, ведь ни Триполи, ни Хафтар так и не пришли к окончательному соглашению на этот счет. Попытки президента Франции Макрона выступить посредником между сторонами ливийского конфликта не оказались успешными.
Поэтому так важна конференция по Ливии, которая соберется через месяц в итальянском Палермо. Правительство Италии уже пригласило на нее Владимира Путина. Но даже если в итоге Россия будет представлена не президентом, а Сергеем Лавровым, это станет важным шагом как в смягчении отношений между ЕС и Россией, так и в самом ливийском урегулировании. Без России его все равно не достичь, но и за счет России у ЕС это сделать точно не получится.
Понятно, что это признание Европой вовлеченности России в ливийские дела категорически не нравится ни Британии, ни США. Вот и появляются страшилки про Путина, который готовится захватить Ливию и направить на Европу орды беженцев. Хотя куда честнее было бы говорить о том, что Запад сделал все для того, чтобы ливийцы в очередной раз убедились в его враждебности. И обратили свои взоры на Москву.
https://vz.ru/politics/2018/10/9/945327.html

Комментарии